Статья Шесть названий театра Сезоны Работали в театре

Гастроли

 

От Императорского  Михайловского театра -
 к  Государственному Академическому театру 
имени  М. П. Мусоргского. 
Кандидат искусствоведения Э. Махрова.

   Волею судеб театру на Михайловской площади суждено было родиться дважды, и трудно сказать, какой из дней рождения более значим для истории и творческого становления театра. 8 ноября 1833 года состоялось первое представление на сцене только что отстроенного архитектором А.Брюлловым Императорского Михайловского театра. Великолепно вписавшееся в архитектурный ансамбль Михайловской площади здание стало  третьей императорской сценой в Санкт-Петербурге. Но в отличие от своих собратьев -Мариинского и Александринского театров -эта сцена не имела ни своей собственной труппы, ни четко определенной репертуарно-жанровой направленности. 
House40.jpg (6067 bytes)
      Императорский   Михайловский   театр

Поначалу театральное здание использовалось преимущественно как концертный зал. Правда, уже в первые годы среди драматических спектаклей и водевилей, играемых группой Александринского театра или заезжими французскими и немецкими артистами, здесь случались и оперные представления. Очевидно, именно они навели на мысль о необходимости расширения размеров сцены и зрительного зала. Последовавшая в 1859 году перестройка привела внутренние объемы театра в соответствие с требованиями масштабных оперных и балетных спектаклей. Но до того момента, как музыкальные представления окончательно утвердятся на Михайловской сцене, было еще очень далеко. На многие десятилетия тут обоснуются французская драматическая труппа и конкурирующая с ней немецкая. Редкие оперные  спектакли на Михайловской сцене устраивались преимущественно силами Императорской русской оперы (Мариинского театра). В связи с ремонтом Мариинки в 1894 году оперные спектакли участились, на несколько лет установилась традиция еженедельных оперных представлениий, но затем эта традиция угасла. 

 

 
   Первые годы после революции (1917 г.)   Коренные изменения в судьбу театра внесла Октябрьская революция.Как только французская труппа покинула Михайловскую сцену, перед ней встала проблема формирования собственной труппы. По инициативе наркома А. Луначарского театру суждено было стать вторым оперным театром Петрограда. "Рожденный революцией" -этот эпитет надолго пристал к новому оперному коллективу, который, действительно, стал складываться спустя всего 4 месяца после установления советской власти. 6 марта 1918г. -второй день рождения Михайловского театра, но теперь уже его творческого организма -его оперной труппы. В этот вечер театр вновь открыл свои двери, публике был представлен "Севильский цирюльник". Впрочем, днем рождения труппы этот день можно считать лишь условно: на Михайловской (теперь государственной, а не императорской) сцене выступала, как и в прежние времена, труппа Мариинского театра. Свой оркестр, хор и миманс появятся только в следующем сезоне, а вот солисты еще долго (вплоть до начала 30-х годов) будут "заимствоваться" из Мариинского. И все-таки новый оперный театр родился. То, что произошло в ближайшие годы, превзошло все ожидания. Молодой театр очень быстро приобрел свое лицо, свое эстетическое  кредо. 

 

 

  Театр при Н. Смоличе. "Театр певца-актера" -так опеделяли основную художественную направленность второго оперного театра.   Немалая заслуга в этом принадлежала одному из первых его режиссеров - Н. Смоличу, принесшему в оперу культуру драматической сцены, а также главному режиссеру и художественному руководителю С. Самосуду.

Pasinkov

Н. Смолич

         С. Самосуд

Э.Пасынков

    Продуманность режиссерской концепции, тщательнейшая проработка с артистами всего сценического рисунуа спектакля отличали постановки Смолича и привлекали к нему любовь и симпатии зрителей. Театр  стремился к новому, он был впоиске. Здесь не было и тени привычной оперной рутины. Поначалу даже отход от серьезной оперы  помогал сформировать свою театрально-сценическую манеру. Концентрация на развлекательно-комическом материале отразилась в новом названии, которое театр получил в 1920 г.: Государственный академический театр комической оперы. Однако название вскоре опять сменилось: с 1921 г. театр стали называть Малым академическим театром, а с 1926 г. -Ленинградским академическим Малым оперным театром ( в обиходе - Малеготом). 

 

 

 
Малегот не признавал никаких жанровых ограничений в своем репертуаре и с равной увлеченностью и самоотдачей брался как за классическое оперное наследие, так и за "легковесную" оперетту или экспериментальные современные сочинения. Не обремененный  "вековыми" традициями, театр более чутко слышал свое время, был теснее связан с ним, но и более зависим от него. К середине 20-х годов, в разгар нэпа на сцене театра начинает преобладать оперетта (феноменальный, но с точки зрения художественых достоинств сочинения труднообъяснимый, успех "Желтой кофты"Ф.Легара легко понятен с точки зрения социально-психологической, впрочем, и художественные достоинства собственно театрального мастерства, с которым была осуществлена постановка, нельзя сбрасывать со счетов). Вторая половина 20-х годов проходит под знаком "современничества": обращение к подчеркнуто экспериментальным образцам новейшего оперного искусства (опреам Э.Кшенека, Э.Дресселя, Д.Шостаковича) -этап, впоследствии оцененный критиками как "наиболее крайняя точка отклонения от реалистического направления", а ныне воспринимаемый как одна из наиболее ярких страниц Малегота, отразившая во всей полноте бурные изыскания "золотых" 20-х годов.
 В 30-е годы по мере утверждения и насаждения в советском искусстве концепции социалистического реализма развитие театра входит в новое русло, на многие годы он становится "лабораторией советской оперы". Все ошибки и достижения театр полностью разделял со своей эпохой, его взлеты и падения довольно точно регистрировали кривую социальной и художественной жизни. Как бы мы не относились сегодня к заслугам театра перед советским оперным творчеством, считая их отражением официаьлной эстетики и политики, но далеко не всегда лишь угодничество определяло репертуарный выбор. Именно Малеготу обязаны своим сценическим рождением ныне признанные шедеврами, а в свое время вызывавшие столько споров и противоречивых мнений, оперы "Нос"и "Леди Макбет Мценского уезда"  Д. Шостаковича, "Война и  мир" С. Прокофьева. 
Начав свой творческий путь как режиссерский театр и именно благодаря этому обретя собственный театрально-исполнительский стиль, Малегот в военные и послевоенные годы во многом утратил прежние позиции. На протяжении длителььного времени в театре не было режиссера, сопоставимого по масштабу творческой индивидуальности и четкости эстетических позиций ни с Н. Смоличем -первым главным режиссером, ни тем более с В. Мейерхольдом -одним из самых ярких новаторов, когда-либо работавших на сцене Малого театра (его единственная в Малеготе постановка "Пиковой дамы", вызвавшая бурю споров при своем появлении в 1935г., и сегодня притягивает к себе внимание театроведов). 

 

  В 1940 -60-е главными лидерами театра стали дирижеры. За пультом стояли прекрасные
музыканты - Б. Хайкин (сменивший на посту главного дирижера С. Самосуда, многолетнего 
сподвижника и единомышленника Н. Смолича), К. Кондрашин, Э. Грикуров, Ю. Темирканов, 
К. Зандерлинг.
Haikin_u.jpg (3089 bytes) Kondr_u.jpg (4089 bytes) Grikur_u.jpg (3748 bytes) Temir_u2.jpg (3865 bytes) Zander_u.jpg (3821 bytes)

 Б.Хайкин

К. Кондрашин

Э. Грикуров

Ю.Темирканов

К.Зандерлинг

   Но как это ни парадоксально, при длительном дефиците  полноценной и планомерной режиссерской работы и, как следствие, неизбежном спаде актерского мастерства, не смогло удержаться на уровне и музыкальное качество спектаклей.  Возвращение к режиссерскому театру наметилось в 70-е годы, когда в театр пришел  Э. Пасынков.

 

    Но лишьС. Гаудасинскому,возглавившему театр с 1981г. удалось восстановить традиции "театра певца-актера", которыми славился Малегот в пору своего становления. Повседневную репетиционную работу режиссер направил на сценическое осмысление пения, на выработку у певцов органического синтеза телесной пластики и вокальной речи. Совершенно преобразился хор, из недифференцированной людской массы вдруг превратившийся в необычайно мобильный многоликий коллектив актеров. Сцена театра стала настоящей школой актерского мастерства для солистов. 
    Существенно изменилась и репертуарная политика театра. Главной стратегической задачей стало возрождение на сцене Малого оперного театра русской классики. Один за другим в репертуар возвращались оперные шедевры русских композиторов: "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Чайковского, "Золотой петушок" и "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина. Русская опера стала эстетическим кредо театра. 

 

 

 
. Масштаб поставленной задачи заставил вновь пересмотреть имя театра, в котором эпитет "малый" совсем не соответствовал размаху сценических замыслов. С 1989г. Малегот стал именоваться Санкт-Петербургским академическим театром оперы и балета имени М.П.Мусоргского. Имя М. Мусоргского присвоено театру не случайно. Постановка "Бориса Годунова" стала крупнейшим и самым значимым успехом театра, укрепившим его на пути обновления русского репертуара. 
   Разумеется, наряду с русской классикой на оперной сцене продолжают жить и европейская опера (даже самые популярные оперные сочинения, такие как "Травиата" Верди, обретают здесь новое звучание и удивляют неожиланной свежестью), включая и современные ее образцы (к примеру, "Безумец" М.Ландовски или "Тартюф" К.Мичема) и даже оперетта  (одна из последних работ театра - "Летучая мышь" И.Штрауса -убедительно демонстрирует широту творческой палитры актерского коллектива). 
    Театр славен своими актерами, режиссерами и дирижерами. И здесь театру Мусоргского есть чем гордиться. 
На его сцене пели Ф. Шаляпин, П. Журавленко, А. Попова-Журавленко, Б. Гефт, М. Ростовцев, Н. Печковский, С. Преображенская, Н. Вельтер, А. Модестов, П. Лисициан, А. Соколова, О. Головина, И. Пичугин, В. Овчаренко, А. Ступальская, С. Шапошников, В. Кудрявцева, Т. Лаврова, В. Левандо, С. Лемешев, Г. Скопа-Радионова, М. Довенман, В. Матусов, К. Изотова, С. Баскакова, Е. Шумская, М. Петрова и др. 
На сцене театра шли в разное время оперы в постановке: А. Феона, Н. Смолича, Ю. Петрова, Э. Каплана, В. Мейерхольда, Б. Зона, А. Киреева, Б. Покровского, Н. Охлопкова, С. Лемешева, С. Лапирова, А. Музиля,Э. Пасынкова, Р. Тихомирова, А. Петрова, А. Башловкина и др. 
    За дирижерским пультом стояли: Д. Похитонов, С. Самосуд, К. Кондрашин, Э. Грикуров, К. Зандерлинг,А. Найденов, Ю, Темирканов, А. Дмитриев, В, Кожин,В. Зива и др. С 1992 г. главным дирижером театра становится Андрей  Аниханов.
    Здесь сформировались в высококлассных мастеров многие певцы, которые и сегодня выступают на ведущих сценах мира. Среди них Н. Охотников, Е. Нестеренко, С. Лейферкус, Ю. Марусин, Г. Селезнев, Е. Гороховская,Т. Новикова, В. Ванеев, В. Васильев, В. Огновенко, К. Плужников. 
Труппу театра украшают заслуженные артисты  России Н. Романова, Л. Тедтоева, Е. Устинова, А. Ненадовский,Н. Копылов, В. Юзвенко,         В. Пищаев, лауреаты Всероссийских и Международных конкурсов К. Котельников, Т. Черкасова, Н. Островский, Ю. Ившин, А. Матвеев и др.
Но, может быть, главным показателем высокого уровня мастерства театра является признание мировой общественности. В 1984 г. состоялась первая в истории театра зарубежная гастрольная поездка оперной труппы.С этого времени труппа ведет активную и успешную гастрольную деятельность,выступая в Италии,Англии,Франции, Германии, Голландии, Японии, США, Португалии.
Театр достойно представляет традиции и достижения нашего оперного искусства.Пройдя путь от экспериментальной сцены и оперной лаборатории, театр вырос в самоцельный творческий организм с большими художественными возможностями и стал неотъемлемой частью культурного достояния Санкт-Петербурга.


      Copyright © Оригинал-Макет Magistr Publishing company

Мои дополнения:
   Статья написана два года наза - за  это время произошли некоторые изменения. Сейчас очень трудно представить театр без Елены Борисевич, Юлии Герцевой, Елены Рубин, трех Наташ - Мироновой,Бирюковой и Евстафьевой,  Марины Садиной, Марины Трегубович, Елены Морозовой, Василия Спичко , Анатолия Борисевича, Михаила Казанцева, Карена Акопова, Дмитрия Неласова, Алексея Кулигина.
   Праздником оперы были спектакли , в которых выступали такие звезды, как Ирина Богачева, Нуржамал Усенбаева, А. С. Коротаева, Сергей Лейферкус, Владимир Ванеев, Виктор Луцюк, Владимир Щербаков, Сергей  Найда, Борис Штоколов, Г. Селезнев.               Сильные впечатления: Театр - это всегда сильные впечатления - и здесь они есть. Любимые спектакли этого театра ( на которые хожу постоянно): "Пиковая дама" с В. Пищаевым и Ю. Марусиным, "Кармен" во всех трех составах ( с Н. Бирюковой, Н. Евстафьевой и Ю. Герцевой)," Травиата" с Н. Усенбаевой и Н. Мироновой, "Борис Годунов" с  А.Ненадовским, Н. Евстафьевой и В.Спичко, "Евгений Онегин" с А. Ненадовским и Еленой Борисевич , второй акт "Князя Игоря", "Хованщина" с Н. Романовой и Л. Тедтоевой, "Тоска" с Еленой Борисевич и А. Ненадовским, "Иоланта" с В. Сарапуловой, "Чио-Чио-сан" с Еленой и Анатолием Борисевич, "Севильский цирюльник" с Н. Мироновой, "Риголетто" с А. Ненадовским, Ю. Марусиным, Ю. Ившиным , Н. Мироновой и Н. Усенбаевой, "Отелло" с  В Горшковым, В. Спичко, Т. Черкасовой, Е. Борисевич, В. Сарапуловой, М. Трегубович и , конечно же, несравненным Яго- А. Ненадовским, а также "Реквием" со своим звездным составом исполнителей.

 

 

Используются технологии uCoz